- «Рождение нации», 1915
- Черная пантера
- «Иди и смотри» (1985)
- «Гражданин Кейн»
- 1941
- «Белоснежка и семь гномов»
- 1937
- «Рокки»
- 1976
- «Одаренная» (2017)
- «Триумф воли», 1935
- «Криминальное чтиво»
- 1994
- Храброе сердце
- «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1979–1986)
- Бойцовский клуб
- «Ведьма из Блэр»
- 1999
- «Летят Журавли» (1958)
- Челюсти
- «Дикие истории» (2014)
- «Сталкер» (1979)
- Молчание ягнят
- «Челюсти»
- 1975
- «Война и мир» (1967)
- «Бэмби», 1942
- «Звездные войны»
- 1977
- «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе», 1991
- Филадельфия
- «Матрица», 1999
- «Зеркало» (1974)
- «Берни», 2011
- «Человек с киноаппаратом» (1929)
«Рождение нации», 1915
До выхода злополучного фильма «Унесенные ветром» в 1939 году «Рождение нации» было самым кассовым фильмом в США и одним из первых фильмов, показанных в Белом доме на глазах у государственных деятелей США. Однако многие предпочли бы забыть эту картину, особенно сегодня, когда расовый вопрос обострился в Соединенных Штатах. «Рождение нации» (первоначально называвшееся «Член клана») рассказывает историю гражданской войны. В конце фильма белые с Юга и Севера объединяются, и некоторые из героев фильма являются членами организации Ку-клукс-клан, известной своим насилием над чернокожими. «Рождение нации» стало рождением второй волны Ку-клукс-клана».
Кадр из фильма «Рождение нации
Черная пантера
Режиссер: Райан Куглер
Жанр: комиксы
Год выпуска: 2018
Даже фанат комиксов Marvel наверняка скажет, что «Черная пантера» — далеко не лучший фильм в MCU. Однако лента нашла свою аудиторию и собрала внушительные кассовые сборы, поэтому создателям фильма не стоит жаловаться. В главной роли сыграл Чедвик Боузман, жизнь которого летом 2020 года унесла тяжелая болезнь.
Надо сказать, что «Черная пантера», несмотря на неоднозначные отзывы публики, сделала больше, чем просто развлекала фанатов. Он подарил дом огромному количеству бездомных кошек соответствующего окраса. В США, посмотрев фильм, люди буквально бросаются в убежища и разбирают почти все черное мурлыканье.
В связи с этим возникает только один вопрос: а нужен ли кинематографический повод для доброго дела?
«Иди и смотри» (1985)
Режиссер: Элем Климов
В ролях: Алексей Кравченко, Ольга Миронова, Любомирас Лаусявичюс
История белорусской девочки-подростка Флер, ставшей свидетелем издевательств над мирным населением Беларуси со стороны нацистских карателей. Шок, переживаемый ребенком, настолько велик, что через несколько дней его лицо превращается в морщинистую маску старика, на которой читается боль и безумие. Образ седого подростка стал одной из самых ярких аллегорий Второй мировой войны.
Сценарий к фильму создали Элем Кимов, переживший эвакуацию из Сталинградского пожара в детстве, вместе с белорусским писателем Алесем Адамовичем, прямым свидетелем геноцида. «Иди и посмотри» — это одновременно и своего рода призыв к миру, снятый во время холодной войны, когда, по словам самого Климова, возможность Третьей мировой войны ощущалась почти физически, и попытка увековечить память погибших жителей Хатыни, почти неизвестной миру. В съемках фильма приняли участие многие непрофессиональные актеры, которые режиссер заставил заново пережить войну, получилась чрезвычайно захватывающая и непростая картина.
Критики по-разному восприняли фильм, кто-то назвал Климова мастером реализма, создавшим новый фильм о войне, кто-то утверждал, что при всех достоинствах фильма «Иди и смотри» — это чистая советская пропаганда. А для психологов и историков киноработы Элема Климова стали примером отражения народной травмы в искусстве. Среди наград фильма — «Золотой приз» 14-го Московского кинофестиваля, специальный приз I Международного кинофестиваля «Фестрой» (Португалия) и сразу три статуэтки XIX Всесоюзного кинофестиваля в Алма-Ате.
«Гражданин Кейн»
1941
Орсон Уэллс не только обновил законы кино, но и стал пионером независимого кино
Фильм Орсона Уэллса, который регулярно входит в списки самых значимых фильмов в истории кинематографа, возвестил о появлении независимого кино, не привязанного к студиям и продюсерам с длинными руками. Воспользовавшись успехом своего радиоспектакля «Война миров» по роману Герберта Уэллса (который он, как известно, транслировал по радио в форме рассказов об атаке инопланетян, вызвавшей панику среди американцев), Уэллс быстро обнаружил бюджет его фильма составляет 500 000 долларов. При этом ему удалось договориться, что павильоны, декорации и костюмы он будет арендовать у студии Mercury Productions, но студия будет по минимуму вмешиваться в его дела, хотя на тот момент у него не было значительного опыта съемок, а только слава «горячих голов». В результате Орсон Уэллс раздвинул границы кинематографии, нарушил всевозможные правила кино и сценария, став ориентиром и отчасти вдохновителем не только европейской Новой волны, но и Фрэнсиса Форда Копполы, Мартина Скорсезе, Квентина Тарантино и многие другие режиссеры.
«Белоснежка и семь гномов»
1937
Уолт Дисней снял первый в мире мультфильм
Казалось бы, причем тут Белоснежка? Этот мультфильм Уолта Диснея не был первым анимационным фильмом, хотя считается первым художественным кинопроектом, снятым в Technicolor (а это был 1937 год). Однако не это было главным в этой рисованной истории «от» и «до». Выпуск «Белоснежки» был огромным риском для Уолта Диснея. Дело в том, что это был первый полнометражный фильм за всю короткую (тогда еще) историю кино. Когда потенциальные спонсоры и владельцы кинотеатров обнаружили, что Уолт Дисней работал над мультфильмом, который длился более часа, первым было отказано в финансировании, а вторые отклонили предложения показать проект Диснея на больших экранах. Жена Диснея также не верила в успех фильма и скептически относилась к идее мужа: может ли мультфильм привлечь внимание детей и взрослых, сидящих в зале целый час? Когда же состоялся первый показ «Белоснежки», Уолта Диснея поразил общий энтузиазм. Если раньше он даже не надеялся «вернуть» миллион долларов, вложенных в создание комикса (в основном потому, что в то время Соединенные Штаты еще не полностью оправились от Великой экономической депрессии), то через два месяца он заработал больше, чем восемь миллионов. Это было началом как цветного, так и мультипликационного кинематографа, без которого современное кино немыслимо.
«Рокки»
1976
Сильвестр Сталлоне написал фильм «Рокки»
Сценарий спортивной драмы «Рокки», ныне считающейся классическим представителем жанра, написал сам Сильвестр Сталлоне. В каком-то смысле это обычная история о маленьком, но респектабельном человеке, который, усердно работая над собой, достигает вершины. Однако перенос действия в спортивную сферу придал как самому сюжету, так и жанру драмы новый колорит и смысл, поместив «Рокки» в разряд фильмов, которые до сих пор косвенно влияют на развитие игровых фильмов о спорте.
«Одаренная» (2017)
Кадр из фильма «Одаренные»
Изображение рассказывает о вундеркинде, который находится под опекой своего дяди. Игриво просмотрите вместе с ней школьную программу и постарайтесь скрыть ее математические навыки. Когда героиня впервые приходит в школу, учитель узнает в ней вундеркинда, и эта новость доходит до ее амбициозной бабушки.
Оказывается, мать девочки решила покончить с собой из-за того, что она тоже была вундеркиндом. На нее возлагались большие надежды, но решить сложное математическое уравнение она не могла. В результате дядя спорит с бабушкой из-за опеки.
Картина заставляет задуматься, а главное в жизни — слава, признание и богатство. Или вы можете просто спокойно наслаждаться существованием без трудностей и ограничений.
«Триумф воли», 1935
После Первой мировой войны французский главнокомандующий маршал Фош заявил, что Версальский договор — это не мир, а перемирие на 20 лет. В этих словах была трагическая правда. В Германии были сильны реваншистские настроения. Ситуация обострилась в 1930-х годах, когда к власти в Третьем рейхе пришел Адольф Гитлер. Он понимал роль пропаганды в объединении людей и превращении их в единый механизм. В этом ему помогло кино, а именно — любимый режиссер фюрера Лени Рифеншталь. В 1934 году вышел его фильм «Триумф воли», снятый по заказу Гитлера. Фильм сработал в точности так, как задумал Гитлер. Идеи превосходства арийской расы и величия Германии, пропагандируемые в ней, объединяли и вдохновляли немецкий народ. Если отойти от идеологии фильма, «Триумф воли» повлиял на мировой кинематограф. Приемы съемки и монтажа Рифеншталь до сих пор используются в кино и рекламе.
Адольф Гитлер и Лени Рифеншталь
«Криминальное чтиво»
1994
Джон Траволта и Сэмюэл Л. Джексон в Криминальном чтиве
Черно-черный, отчасти сюрреалистический, комедия, похожая на ужасно плохой день или волнующий, но пугающий сон. Криминальное чтиво Квентина Тарантино до сих пор остается одним из лучших примеров черной комедии — тонкое сочетание насилия и иронического юмора, нелинейное повествование, странно связанные сцены, иногда даже нелогично соседствующие друг с другом, и все это со своеобразными намёками на другие фильмы и отсылки к героям поп-культуры. Одна из лучших работ самого Квентина Тарантино.
Храброе сердце
Режиссер: Мел Гибсон
Жанр: исторический, драматический
Год выпуска: 1995
Для шотландцев имя Уильям Уоллес — не пустой звук. Конечно, Мел Гибсон допустил в фото много исторических неточностей, но это не портит впечатлений от просмотра фильма «Храброе сердце». Британские СМИ сразу назвали фильм «вредным» с точки зрения формирования имиджа страны.
Однако эта история не подлежит свободному толкованию, и шотландские националисты активизировались, вспоминая борьбу своих предков против английской оккупации. Волнения в политическом пространстве привели к референдуму о независимости, на котором сторонники идей Уоллеса проиграли, но история еще не закончена — сейчас полным ходом идет подготовка к новому плебисциту.
«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1979–1986)
Режиссер: Игорь Масленников
В ролях: Василий Ливанов, Виталий Соломин
Создатели российского сериала о приключениях Шерлока Холмса во многом проследили судьбу автора литературного источника Конан Дойля. История детектива-любителя, которому удается связать со своим поясом полицию Скотланд-Ярда, была настолько популярна у публики, что съемочной группе не раз приходилось собираться вместе, чтобы продолжить проект. В итоге съемки длились шесть лет и закончились пятью фильмами, по две серии в каждом (за исключением «Собаки Баскервилей» 1981 года). Столь необычный формат фильма, в котором каждая серия представляет собой законченное произведение, помешало «Приключениям Шерлока Холмса и доктора Ватсона» быстро выйти на экраны западных телеэкранов. Но когда сериал был наконец продан и переведен, даже британские приматы признали его одной из лучших экранизаций произведений сэра Артура Конан Дойля.
Сам сериал не имеет наград, призов и даже участия в известных рейтингах. Его превосходство подтверждено наградами актерам. Так, в 2005 году Василий Ливанов стал почетным членом Ордена Британской Империи за лучший экранный образ Шерлока Холмса, а через год был награжден знаком этого ордена послом Великобритании. Памятник Шерлоку можно увидеть в посольстве Великобритании в Москве.
Бойцовский клуб
Режиссер: Дэвид Финчер
Драма
Год выпуска: 1999
Перед нами образ, который особенно сильно повлиял на сознание людей и привел к определенным негативным последствиям. Тайлер Дерден из Брэда Питта — настолько привлекательная и свободная личность, что его идеи нашли ответ в обществе. Полноценные бойцовские клубы начали появляться по всему миру, и нет никаких гарантий, что они этого не делают — количество поклонников фильма только уменьшилось за 20 лет, прошедших с момента выхода фильма.
Аналоги проекта Mayhem не выросли до размеров, показанных в фильме, и уже одним этим можно объяснить отсутствие крупных террористических атак. Однако фанаты «Бойцовского клуба» по-прежнему подбрасывают произведения в виде мелких правонарушений и многочисленных фактов нарушения общественного порядка правоохранительным органам.
«Ведьма из Блэр»
1999
«Ведьма из Блэр» демонстрирует важность естественности в фильмах ужасов
Фильм, который можно любить или ненавидеть, но влияние которого на жанр ужасов трудно отрицать. «Ведьма из Блэр: Курсовая работа из загробного мира» обошлась создателям всего в 22 000 долларов, но собрала более 240 миллионов долларов в прокате. Фильм, снятый студентами-киноведами, вызвал много споров о том, насколько важен для хорошего хоррор в целом, тщательно продуманный сценарий, правильное освещение и известные актеры — ведь в этом фильме он может напугать кого угодно. Этого нет, все «естественно» как в жизни. Тщательно прикрываясь документальным (псевдодокументальным) жанром, «Ведьма из Блэр» сразу вызывает доверие зрителя, потому что весь фильм представлен просто как архивные документы пропавших без вести молодых людей, без единого намека на то, что все происходящее — вымысел. Рекламная кампания, организованная создателями имиджа, также считается одной из самых впечатляющих: какова стоимость создания «документального» фильма о поисках пропавших без вести студентов, которые на самом деле снимали его сами.
За Ведьмой последовали известные фильмы ужасов «Паранормальные явления», «Монстро», «Кловерфилд 10», «Карантин», «Репортаж» и многие другие.
«Летят Журавли» (1958)
Режиссер: Михаил Калатозов
В ролях: Татьяна Самойлова, Алексей Баталов
Фильм получил Золотую пальмовую ветвь Каннского международного кинофестиваля.
История хрупкой девушки Вероники, потерявшей во время войны всех близких, тронула зрителей, а экзотическая красота и талант Самойловой обеспечили ей множество других ролей, в том числе и Анну Каренину. Для Татьяны Самойловой роль Вероники стала второй в жизни, но именно эта работа принесла актрисе мировую известность. Фильм стал хитом не только в СССР и Франции, но и в Германии, Чехословакии и Польше.
В дополнение к «Золотой пальмовой ветви» фильм «Летят журавли» также получил специальное упоминание на том же Каннском кинофестивале в 1958 году, а также получил две номинации на премию Британской киноакадемии.
Челюсти
Режиссер: Стивен Спилберг
Жанр: триллер, ужасы
Год выпуска: 1975
Лента «Челюсти» с самого начала не была похожа на свои аналоги и поистине знаковая. Лето считалось мертвым сезоном с точки зрения кинематографии, поэтому к выпуску фильма иногда относились скептически. Однако фильм собрал невероятные кассовые сборы и закрепил за собой слово «блокбастер» в повседневной жизни».
Однако фильм вызвал ажиотаж за пределами кинотеатров. После его премьеры резко сократилось количество отдыхающих на пляжах США. Люди начали бояться акул больше, чем того требует нынешнее положение вещей, и это привело к полному истреблению зубастых морских обитателей. Экологи до сих пор пытаются объяснить, что опасность, которую представляет эта рыба, сильно преувеличена.
«Дикие истории» (2014)
Кадр из фильма «Дикие сказки»
Слоган фильма гласит: «В каждом спит один зверь. Не буди его». И это очень точно описывает общую идею шести сказок, рассказывающих разные истории на этой картинке. Все начинается с первой истории, которая происходит в самолете. Каждый пассажир океанского лайнера узнает в бортпроводнике своего знакомого, некоего композитора-неудачника. В результате все по очереди обнаруживают, что все в этом рейсе когда-то его беспокоили. Однако когда они узнают, уже слишком поздно.
И каждая история рассказывает о повседневных ситуациях, с которыми каждый из нас сталкивается каждый день. Бюрократические трудности, невнимательные водители в дороге и так далее. Концовка каждой истории показывает, что не стоит принимать все близко к сердцу, иначе можно серьезно пораниться.
«Сталкер» (1979)
Режиссер: Андрей Тарковский
В ролях: Александр Кайдановский, Николай Гринько, Анатолий Солоницын
Еще один шедевр Андрея Тарковского и его последняя работа, снятая в СССР. Считается, что фильм основан на повести Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине», но в киноварном варианте от сюжета практически ничего не осталось, кроме образа Зоны. Однако роль Стругацких в анализе образа не стоит принижать: братья стали авторами сценария и создали около девяти вариантов текста, сознательно топнув глотку своему произведению. Тарковскому не понравилась ни одна из версий сценария, и в конце концов доведенные до отчаяния сценаристы придумали образ юродивого сталкера, который мы видим в фильме.
Съемочный период длился три года, и это было непросто. Первая версия фильма была испорчена, мешали конфликты в группе, инфаркт Тарковского, наступление зимы, во время которой нельзя было снимать в поле. В итоге работа над фильмом была завершена только после третьего подхода, поэтому стало ясно, что игра стоит свеч.
«Сталкер» называют одним из самых зрелых произведений Тарковского. Фильм без цензуры, хоть и в малом количестве экземпляров, перешел в СССР и продавался на Западе. Фильм получил приз экуменического жюри за внеконкурсный фильм на МКФ в Каннах в 1980 году и специальный приз Лукино Висконти на конкурсе Давида ди Донателло».
Молчание ягнят
Режиссер: Джонатан Демме
Жанр: Триллер
Год выпуска: 1991
О фильме «Молчание ягнят» уже много сказано: образ — образец идеального триллера. Энтони Хопкинс, Джоди Фостер и Джонатан Демме вместе выиграли «Оскар», создав кассету, которую зрители смотрят и сегодня. Весь магнетизм образа держится на его персонажах, воплощенных с невероятным мастерством, достойными высших оценок.
После первого в Академию ФБР поступило огромное количество вопросов от девушек, вдохновленных примером Клариссы Старлинг. Правда, не совсем понятно, почему представительниц прекрасного пола привлекла перспектива работы с особо опасными преступниками.
«Челюсти»
1975
Впервые после «Челюстей» количество посетителей пляжей значительно уменьшилось
В общем, у Стивена Спилберга есть два потрясающих фильма, которые поразили публику и буквально оказали удивительное влияние на кинематограф. Первый раз Спилберг показал «зубы» кино в «Челюстях», а второй раз — в «Парке юрского периода» (но это уже другая история). Захватывающий триллер о гигантской акуле-убийце стал первым в истории «летним блокбастером» о том, насколько опасным может быть пляжный отдых, тем самым соблазнив поклонников купаться и загорать в кинотеатрах (превью летом). Фильм также дал кинематографический прием, благодаря которому с помощью специального оптического приема объекты на заднем плане сближаются, а передний план остается неподвижным. Однако главным подарком «Челюстей» киноиндустрии стали… трейлеры. Стивен Спилберг был первым, кто придумал транслировать короткие тизерные ролики. И если СМИ, ранее имевшие монополию на подобную рекламу, сначала посмеялись над 28-летним режиссером, то после кассовых сборов фильма значимость открытия Спилберга стала очевидной: если бы людям дали » продегустировать »фильм заранее с помощью особо пикантных кусочков, тогда о налогах можно не беспокоиться.
«Война и мир» (1967)
Режиссер: Сергей Бондарчук
В ролях: Людмила Савельева, Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук
Один из самых масштабных кинопроектов в СССР, в создании которого требовалось участие всей страны. С начала и до конца съемки «Войны и мира» курировало Министерство культуры СССР, в разное время «спонсорами» выступали Минобороны и Министерство легкой промышленности. Специально для фильма был создан отдельный кинематографический кавалерийский полк, насчитывающий около 1500 всадников, а огромная толпа в 120 тысяч солдат была занесена в Книгу рекордов Гиннеса. Российская экранизация знаменитого романа стала ответом на выход голливудского фильма с Витторио Гассманом и Одри Хепберн в главных ролях, а его выпуск приурочен к 150-летию Бородинского сражения.
Несмотря на все созданные для съемок условия, в работе над фильмом были свои проблемы — конфликты в съемочной группе и непростой кастинг, в результате которого Пьеру Безухову пришлось играть самого режиссера. В фильм было вложено много сил и результат не заставил себя ждать.
Кинокритики тепло отреагировали на работу Бондарчука, о чем свидетельствуют широкий прокат и многочисленные награды. Фильм отмечен «Оскаром», BAFTA, «Золотым глобусом» и многими другими наградами. Хотя у этой «бочки с медом» есть единственный недостаток: известный филолог Юрий Лотман сравнил изображение с богатой иллюстрацией, «напоминающей роскошные подарочные издания, чуждые самому духу творчества Толстого».
«Бэмби», 1942
Анимационный фильм «Бэмби» стал одним из самых трудоемких в производстве. Предложение создать его режиссер получил в 1935 году. Уолт Дисней был перфекционистом, и его студии пришлось изобретать новые уловки, чтобы персонажи выглядели естественно. Например, была сделана гипсовая копия головы Бэмби, благодаря которой рога выглядели естественно в разных плоскостях.
Влияние «Бэмби» на общественное сознание получило название «эффект бэмби»: те, кто его смотрел, миллионы людей задумывались о неприкосновенности дикой природы, охоте и бессмысленной жестокости. Человек, олицетворяющий злое начало в мультфильме, стал 20-м в списке 100 величайших злодеев Американской киноакадемии, а Бэмби — один из самых узнаваемых символов экологического движения. В 2018 году штат Миссури попал в карикатуру на приговор браконьерам. Преступнику, получившему год тюремного заключения, приказали ежемесячно наблюдать за Бэмби».
Кадр из фильма «Бэмби»
«Звездные войны»
1977
Главные герои «Тысячелетнего сокола
Джордж Лукас не был первым, кто подумал об использовании спецэффектов, создании уменьшенных копий кораблей, выдавая их за гигантские оригиналы, и не он проложил путь для кино (если задуматься, Это сделал Жорж Мельес в короткометражном фильме «Полет на Луну» в 1902 г.)… Однако именно Лукас смог создать блокбастер, настолько простой и невероятно сложный, что он захватил умы миллионов людей на планете и вывел кино на путь зрелищных и успешных франшиз в прокате. В чем секрет Лукаса? Отчасти потому, что он вышел за рамки Стэнли Кубрика в своей книге «Космическая одиссея 2001 года», позволившей людям мирно жить в далекой галактике и даже переправлять деньги, традиционно спасая принцесс. Отчасти он не пытался наполнить свой фильм вневременной философией, просто давая зрителям возможность исследовать мир фантазий и делать собственные выводы. Отчасти, конечно, в выведенных на новый уровень спецэффектах, которые он создал на базе собственной компании ILM. Но как, как он угадал раньше? Мог бы ты сделать вестерн? И почему он неизбежно начал свою сагу в середине истории Люка Скайуокера? Не иначе, здесь вмешалась сама Сила.
«Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе», 1991
Фильм Оливера Стоуна о расследовании убийства 35-го президента США получил два «Оскара», «Золотой глобус» и две награды BAFTA. 24 эксперта по делу Кеннеди помогли создать сценарий. В этом фильме-расследовании Оливер Стоун сумел совместить документальный репортаж и съемку художественного фильма. Специально для них отреставрированы интерьеры и целые постройки, на несколько недель закрыты улицы Далласа. Все, включая такие мелочи, как цвет плитки в комнатах, должно было выглядеть так, как в 1963 году. Выпуск фильма стал громким событием и возобновил дискуссии в американском обществе о причинах и виновниках Кеннеди убийство. Интерес общественности побудил Конгресс США в 1992 году объявить, что документы по этому делу будут рассекречены и опубликованы 25 лет спустя. В 2017 году стали доступны 3000 документов из архивов США, но еще 300 остаются засекреченными по сей день. Еще одним следствием фильма стало спасение от закрытия Техасского театра в Далласе, основанного в 1931 году. Здесь Оливер Стоун снимал сцену ареста Ли Харви Освальда. Деньги продюсеров спасли театр от разорения.
Кадр из фильма «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе»
Филадельфия
Режиссер: Джонатан Демме
Драма
Год выпуска: 1993
В конце 80-х СПИД был еще в новинку, и население планеты очень мало знало об этой страшной болезни. Когда болезнь начала распространяться по Соединенным Штатам с угрожающей скоростью, она озлобила людей на инфицированных соотечественников, которых открыто избегали. Том Хэнкс, сыгравший в «Филадельфии» гомосексуалиста, страдающего ужасной болезнью, внес большой вклад в умственное развитие американского общества.
Изображение оказалось чем-то вроде информационной бомбы. Многим стало ясно, что СПИД не передается через рукопожатие и другие формы повседневного взаимодействия. Лента показала, что инфицированные люди ничем не отличаются от остальных, у них есть свои права, им нужно сочувствие, и они не заслуживают осуждения. Филадельфия помогла снизить уровень дискриминации, а также повысила лояльность масс к больным членам общества.
«Матрица», 1999
Идея мира как симуляции проходит через работы многих философов, от Платона до Бодрийяра. В 1999 году к ней обратились и режиссеры Вачовски, тогда еще братья, ставшие сестрами через несколько лет. Сегодня, когда нейронные сети заменяют живых людей, мир, представленный на картинке, выглядит менее фантастическим. Сейчас в это сложно поверить, но в фильме Нео общался с помощью кнопочного телефона Nokia 8110, продажи которого после премьеры настолько выросли, что компании пришлось выпускать новые партии, чтобы удовлетворить спрос. Матрица произвела революцию в кинопроизводстве, многие методы, такие как одновременная циклическая съемка с десятков камер в быстром режиме, были новаторскими и по-прежнему остаются сложными для производства. «Матрица» повлияла даже на моду: длинные кожаные пальто и узкие очки время от времени возвращаются в список трендов.
Кадр из фильма «Матрица»
«Зеркало» (1974)
Режиссер: Андрей Тарковский
В ролях: Маргарита Терехова, Олег Янковский, Иннокентий Смоктуновский
Фильм — мечта, фильм — биография, фильм — признание. Актриса Маргарита Терехова тоже была утверждена Тарковским на роль только потому, что похожа на свою мать. На фото также фигурирует настоящая мама режиссера. Впервые Тарковский включает в свое творчество стихи отца, а среди сценариев много вещей, которые когда-то использовал Андрей Арсеньевич.
«Зеркало» — произведение, к которому Тарковский готовился дольше и серьезнее, чем другие его фильмы. По словам того же автора, он фотографировал близких людей, «о своей бесконечной любви и боли к ним». Критики видят ностальгию, горе по утрате и вечные конфликты между мужчиной и женщиной, отцом и сыном.
Фильм можно разбирать кадр за кадром, долго-долго любуясь отдельными эпизодами и всей картиной, это необычно лиричный, не массовый фильм, для людей, которые «умеют читать книги, слушать музыку, смотреть на живопись».
«Зеркало», как и многие другие фильмы Тарковского, быстро стали известны не только в СССР, но и за рубежом. В 1980 году фильм получил премию Давида ди Донателло как лучший иностранный фильм, показанный в Италии.
«Берни», 2011
В 1999 году бывший владелец похоронного бюро Берни Тайед был осужден за убийство своей пожилой жены Марджори Ньюджент. В браке они прожили девять лет, но через год совместной жизни Наджент переписала завещание, пообещав оставить все наследство молодому мужу. Сначала все шло хорошо, но со временем жизнь Берни превратилась в ад: богатая жена оказалась настоящим тираном. В 1996 году Тайед потерял сознание и убил старуху. Ему удалось скрыть преступление девять месяцев. В результате преступник был пойман и приговорен к пожизненному заключению. В 2011 году вышел фильм Ричарда Линклейтера «Берни». Джек Блэк сыграл в фильме главную роль. «Берни» был номинирован на «Золотой глобус» и вызвал широкую общественную полемику, после чего Тайеда был освобожден. Режиссер фильма взял его под залог.
Кадр из фильма «Берни»
«Человек с киноаппаратом» (1929)
Режиссер: Дзига Вертов
Несюжетный экспериментальный фильм, призванный продемонстрировать возможности «кинематографического глаза». Вертов с женой и братом Борисом Кауфманом буквально строят новую реальность, собирая фильм из различных кадров, многие из которых длятся всего несколько секунд. Фильм обретает смысл благодаря монтажу, который превращает вырванные из повседневной жизни образы в гимн человеческому труду. Так Дзига Вертов надеялся доказать, что современный язык кино универсален, понятен и принципиально отличается от языка литературы и театра. Кинематография, по глубокому убеждению Вертова, имеет доступ к тому, что не может быть замечено человеческим глазом: человек с пленочной камерой проходит через весь фильм, создавая впечатление, что он может находиться с камерой в любое время и в любом месте увидеть все сразу.
Фильм Вертова неоднократно получил высокую оценку кинокритиков и теоретиков. Так, в 2014 году журнал Sight & Sound назвал картину лучшим документальным фильмом всех времен, а двумя годами ранее в том же издании «Человек с кинокамерой» вошел в общий список лучших фильмов. Известный американский кинокритик Джим Хоберман назвал фильм Вертова кинематографическим эквивалентом «Улисса» Джойса».